Apple, Google и Facebook: война мессенджеров началась!
Паны дерутся — у холопов чубы трещат… В последнее время мы стали слишком зависимыми от мировых ИТ-корпораций, услугами которых привыкли пользоваться каждый день. Назревает очередное масштабное противостояние между гигантами hi-tech-индустрии, в которое так или иначе мы будем вовлечены. Чем чревата новая информационная война, рассказывает Джош Констин, автор TechCrunch.
В настоящее время мы находимся на пороге глобального конфликта, который разразится между тремя самыми могущественными Интернет-компаниями за право контроля межличностного общения. Противниками в этой схватке выступят объединенные сервисы Facebook — Chat+Messages+E-mail, кроссплатформенная система iMessage от Apple и Google Gmail+GChat+Hangouts. Если одна из компаний будет признана победителем — она окажет влияние на будущее цифрового общения.
Итак, попробуем исследовать поле битвы, изучить арсенал вооружения компаний и предположить, кто может выиграть эпическое сражение и каковы будут последствия.
За последнюю неделю мы имели возможность наблюдать артиллерийский залп от Facebook, когда сервис самостоятельно изменил все контактные адреса в профилях всех пользователей на домен @facebook.com, скрыв таким образом существовавшие ранее адреса Gmail, MobileMe и т. д. Зачем? — чтобы опередить Google и Apple. Но даже с учетом того факта, что подобное введение вполне логично, имеет массу преимуществ (как минимум с точки зрения онлайн-идентификации и социальных графов) и к тому же работает как на iOS, так и на Android-устройствах, — все равно остается ощущение «акта агрессии» со стороны Facebook.
По всей видимости, мы достигли «пика SMS»: в следующем году количество отправляемых эсэмэсок будет на порядок меньше из-за более продвинутых альтернатив, позволяющих обмениваться данными. Нишу SMS, по всей видимости, займет одна из трех упомянутых выше платформ.
Подготовка к битве
За последние несколько лет «бойцы» потихоньку вооружались, чтобы подготовиться к грядущей войне сообщений. Шевеление заметно ускорилось за последние несколько недель, непрозрачно намекая на то, что в ближайшем будущем мировая будет разорвана, и в бой пойдет тяжелая артиллерия.
В ноябре 2010-го Facebook унифицировала свою систему сообщений: с того момента мгновенные сообщения из чата, асинхронные Messages, и почта с нового домена @facebook.com падали в один и тот же ящик. С одной стороны, это было очень удобно для пользователя. Ведь если вы отсылали ему сообщение в чат, но он при этом был в офлайне, оно все равно доставлялось в ящик для входящих писем, где его можно было просмотреть с мобильного устройства.
Таким же образом, если кто-то отсылал кому-то сообщение в онлайне, оно приходило в чат. Можно было по желанию обзавестись почтовым адресом на Facebook, но изначально такой услугой воспользовалась очень мало народу, поэтому развитие именно этой услуги застопорилось. Затем, в апреле 2011-го, Facebook стала присваивать свои адреса каждому пользователю.
Партнерство со Skype, образовавшееся в июле 2011-го, позволило Facebook добавить возможность видео-чата в свою платформу. Компания также поглотила и переделала мессенджер от Beluga, реализовав его в качестве отдельного приложения, чтобы избежать перегруженности «родного» приложения. Facebook Messenger пока не поддерживает голосового и видео-общения, но по-видимому все к тому идет.
В арсенале Facebook — крупнейшая аудитория, самые популярные мобильные приложения, интеграция с устройствами, глубокое понимание того, как должна выглядеть процветающая платформа и как она должна зарабатывать деньги.
Сетевая идентификация — ключ к сервисам общения, поскольку она позволяет людям общаться, при условии, что им известны лишь имена друг друга. Вся остальная информация при этом уходит на второй план. Для общения не требуется ни специального оборудования, ни определенной операционной системы — оно существует как особый слой, лежащий над всем этим. Именно поэтому у Facebook на сей день самое серьезное вооружение.
Тем временем Gmail продолжала набирать популярность за счет своего Gchat (в миру известного как Google Talk), который предпочитают многие профессионалы, считающие себя слишком взрослыми для AOL instant Messenger или IRC и не желающие постоянно отвлекаться на чаты с фейсбучными друзьями. В сентябре 2010 года Google приобрела приложение для организации и проведения групповых чатов Plannr.
Затем в июне 2011-го запустилась социальная сеть Google+, в которой присутствовала необычная по тем временам функция Hangouts — сервис групповых чатов в реальном времени, который предоставлял также некоторые инструменты для совместной работы и обработки данных. Это также превратило Plannr в Google+ Messenger. А согласно свежему отчету GigaOm с конференции I/O, поисковый гигант намерен объединить Hangouts, Talk и Messenger в единую унифицированную платформу сообщений.
Самый сильный актив Google на сегодняшний день — разнообразие. Компании принадлежит мобильная платформа Android, которая тянет за собой большой хвост.
Google сотрудничает с Samsung по части разработки нового «железа» и владеет Motorola. У компании солидные финансовые показатели, и мало что способно их пошатнуть, а хорошее присутствие в социальных сетях делает возможным разговоры об объединении Android и Chrome OS. Но что важнее всего — компания владеет службой Gmail, которая стала безусловным победителем коммуникационных войн среди почтовых сервисов.
Apple
Мобильный сервис видеочатов FaceTime был запущен в июне 2010 года, но в то время, для того, чтобы им воспользоваться, необходимо было, чтобы оба собеседника держали в руках по Айфону последнего поколения. Со временем Apple доработала FaceTime таким образом, чтобы им могли пользоваться и владельцы настольных Маков и Макбуков.
iMessage заработала в октябре 2011-го, в качестве альтернативы SMS (с возможностью обмена фотографиями и другим медиа-контентом) для iOS-устройств. iMessage призвана объединить десктопы и ноутбуки со своими мобильными собратьями, когда Apple добавит такую возможность в OS X Mountain Lion. Никого не удивит, если Apple интегрирует в кросс-платформенный iMessage и FaceTime, в то время как работа с электронной почтой вписалась бы сюда не столь гармонично.
Но даже при всех своих несметных богатствах, Apple рискует остаться в аутсайдерах. У компании нет собственной социальной сети, а все социальные сервисы iOS и App Store завязаны на Facebook.
В каком-то смысле компания может контролировать общение между пользователями «яблочных» устройств. Но не каждый может себе их позволить, а значит не все пользователи смогут общаться с друзьями посредством iMessage.
Военные трофеи
Итак, к следующему месяцу Facebook, Google и Apple обзаведутся собственными крепкими платформами общения, с некоторыми возможностями кросс-платформенного обмена данными между настольными и мобильными устройствами, а также чатом в реальном времени, с поддержкой текста, голосового общения, фото и видео, почтовым клиентом и, на всякий случай, — отправкой SMS. Функции, которых будет не хватать, они купят либо создадут сами.
Все остальные службы, работающие в этой же области, такие как Microsoft GroupMe, а также бесплатные SMS-стартапы, должны приготовиться либо к полной смене деятельности, либо к поглощению одной из противоборствующих сторон. Сражение бесполезно.
На кону контроль, безусловно, над самым важным информационным потоком — прямыми коммуникациями.
Конечно, данные тоже важны, поскольку это средство привлечения внимания к сайтам, играющим в свою очередь роль рекламных площадок. Внешняя схожесть Facebook, Google+ и Twitter позволяет нам существенно сократить дистанцию с далекими знакомыми и признанными авторитетами путем непрямого общения через потоки данных.
Людям нравятся данные, но им нужны прямые коммуникации. Все, с кем вы ежедневно общаетесь, и посредник, с помощью которого вы это делаете, — важнейшие элементы вашего социального графа. Компания, которая имеет доступ к этим данным, может лучше оценивать важность потоков информации, выводя на первые позиции данные о тех, кто вам наиболее интересен, и заодно демонстрируя сопутствующую рекламу.
Или, проанализировав и изложив доступным языком: тот, кто контролирует сообщения, получает возможность их машинного анализа и вывода контекстной рекламы, в зависимости от темы вашего общения.
Каналы общения могут также стать носителями информации, обогатив и без того небедного победителя «войны мессенджеров». Ваш телефон вряд ли атакуют навязчивым спамом непосредственно представители рынка, но реклама может быть прикреплена в конце входящих сообщений.
Как минимум ожидаемая реклама может перемежать или показываться сбоку ваших Facebook- и Google-сообщений, к примеру, как сейчас их показывает Gmail — прямо над списком входящих писем. Apple тем временем сможет использовать контроль над коммуникациями, чтобы поддержать продажи «железа», внедряя свежие доводки только на последних моделях устройств.
Ставки войны мессенджеров огромны, и схватка между тремя компаниями будет жаркой. Ради победы они будут тратить огромные суммы, формировать альянсы, если потребуется, и даже делать агрессивные ходы, ставящие под угрозу удобство пользователя. Уже можно заметить, как это происходит. И если к управлению придет одна компания, это может заметно снизить стимул к развитию и разрешить злоупотребления. Хотелось бы надеяться, что компании окажутся выше этого, но многие утверждают, что «кто бы ни выиграл, мы проиграем».
«Победа» в этой войне означает контроль основного сегмента рынка (не обязательно все 100 %). И скорее всего, со стороны проигравших компаний будут продолжаться попытки взять реванш в виде стартапов-альтернатив.
Но «возмутителя спокойствия» скорее всего можно будет усмирить, озвучив цену приобретения. И если крупные платформы не будут общаться между собой, и одна из них станет определенным лидером, сработает сетевой эффект — и победитель будет продолжать увеличивать свою долю рынка и станет доминирующим в этой области.
Ракетный залп
В Facebook догадывались, что смена домена в адресах пользователей станет большой PR-акцией. Это изменение могло бы быть проведено более незаметно, либо постепенно, либо наоборот — быстро, с кратким уведомлением пользователей во всплывающем окне.
Facebook обзавелась собственной почтой довольно поздно, особенно по сравнению с Google, и многие пользователи не изменили свой адрес в профиле, с тех пор как Facebook запустила свой сервис. Компания хотела увеличить популярность своих адресов @facebook.com и не желала видеть в профилях @gmail.com или @me.com. Подобное изменение без предварительного уведомления пользователей, конечно, не лучшим образом влияет на их отношение, но Facebook это сделала.
Легким движением руки основной электронный адрес пользователя Facebook оказался скрытым в ленте хроники — безо всякого участия со стороны владельца учетной записи.
Так каким же будет ответный ход Google и Apple? Google может запретить пользователям использовать ссылки на свой Facebook-профиль, но это вряд ли нанесет большой урон противнику. Поисковый гигант может состязаться с Facebook Messenger путем предустановки собственного унифицированного мессенджера вместо стандартного приложения отправки SMS на всех Android-устройствах и интеграции этого приложения в Chrome OS. Apple может отказаться интегрировать Facebook глубже в новую iOS, или вообще сократить присутствие Facebook и уйти в сторону Twitter.
Но этого может оказаться недостаточно, чтобы подбить Facebook, и та может получить преимущество на рынке.
Последствия
Apple, вероятно, очень хорошо предвидит возможные потери или, как минимум, продолжительность битвы. Они с Facebook относительно хорошо дополняют друг друга, в то время как Google является их общим противником сразу на нескольких фронтах. Таким образом, нежели вкладывать ресурсы в заранее проигранную схватку, Apple может найти несколько путей сотрудничества с Facebook.
Таковым может являться, к примеру, «мостик» между платформами сообщений iMessage и Facebook. Возможность отсылать iMessage друзьям из Facebook, телефонов которых у вас нет, несомненно увеличит ценность продуктов Apple и даст возможность пользователям iOS общаться со своими приятелями из стана приверженцев Android.
Тем временем, Google может окончательно проиграть эту войну. День, в который было принято решение создавать Google+ вместо налаживания партнерства с Facebook, к сожалению, может расцениваться как день, когда была проиграна война как за сетевую идентификацию, так и за службы сообщений.
Поисковый гигант наверняка постарается закрепиться на рынке телефонов-компьютеров, но без мессенджера это будет непросто. И сейчас проекты типа Google Glass или самоуправляющихся автомобилей выглядят, как резонное будущее компании. Войну за «разумные» аксессуары и, в частности, искусственный интеллект Google вполне может выиграть.
Марк Цукерберг вероятно рассчитал риски Facebook от самовольного агрессивного изменения пользовательской информации и решил, что сайт как-то переживет потерю доверию от пары миллионов разгневанных читателей технических новостей. Facebook все равно останется социальной сетью и пару дней жалоб ни на что не повлияют. В конце концов это не дружеские соренования, а война. И во всякой войне приходится мириться с жертвами.
Источник: TechCrunch.
Вас также может заинтересовать: apple iphone.