Каталог товаров

iPhone X: мягкая «яблочная» революция

Категории
05.01.2018
Свой обзор о десятом Айфоне не сделал только самый ленивый. Но в большинстве своем народ рассматривал новинку Apple сугубо как продукт, стильный и технологичный. Но каково ему уготовано место в истории? Об этом задумался известный блогер Джон Грубер.

Свой обзор о десятом Айфоне не сделал только самый ленивый. Но в большинстве своем народ рассматривал новинку Apple сугубо как продукт, стильный и технологичный. Но каково ему уготовано место в истории? Об этом задумался известный блогер Джон Грубер.

Чем популярнее становится компьютерная платформа, тем больше связанной по рукам и ногам она неизбежно становится. Платформа становится «совершенной», когда ее забывают. Ей нужно развиваться, чтобы оставаться актуальной, но сложно меняться в незнакомых направлениях, чтобы не разозлить основу из активных пользователей. Добавление новых свойств поверх знакомого фундамента ведет только по одному пути — со временем все становится слишком сложным, особенно когда что-то необходимое сейчас вступает в конфликт с дизайнерским решением, имевшим смысл эдак десять лет назад.

Со временем, и это неизбежно, последовательные улучшения загоняют платформу в глухой угол. Что-то должно дать слабину.

Это случилось с классической Mac OS в середине 90-х, когда из-за определенных технических ограничений оси платформа стала казаться устаревшей. Классическая Mac OS не защищала память и использовала кооперативную многозадачность вместо вытесняющей. Без защищенной памяти ни один системный процесс не мог записывать и считывать данные из произвольных областей оперативной памяти — и памяти других процессов, и памяти самой ОС. Кооперативная многозадачность означала, что каждое приложение само решало, когда передавать процессор в распоряжение других процессов. Если программе нужно было полностью задействовать процессор, она могла это сделать. С точки зрения сегодняшнего дня первый Мак эффективно работал только с одним программным процессом, а приложения были как бы плагинами, которые работали в рамках этого процесса. В 1984-м это было абсолютно оправданным решением. Защищенная память, вытесняющая многозадачность и мощное ядро операционной системы попросту были нереализуемы на компьютере с 8-мегагерцовым процессором и 128 (!) килобайтами оперативки. В сущности, на первом Маке многозадачности как таковой и не было, пока Энди Херцфельд не написал первую многозадачную среду для Макинтоша Switcher — предтечу MultiFinder.

Проблема, с которой столкнулась Apple 90-х, заключалась в том, что Маки были популярны благодаря постоянно растущей коллекции прекрасных сторонних программ, в то время как операционка, на основе которой они работали, уже давала трещину. Однако Apple не могла всерьез осовременить Mac OS без нарушения работы приложений — что в точности и случилось с Mac OS X. Старое ПО работало в виртуальной «классической» среде — по сути, виртуализованной классической Mac OS, работавшей внутри Mac OS X. Новый софт — программы, использовавшие преимущества современных программных библиотек Mac OS X, новые функции и внешность — должен был быть написан с другими (Cocoa) или обновленными (Carbon) библиотеками. Переход удался, что доказывает сегодняшняя популярность Маков, но на него ушли годы — пожалуй, десятилетие. И это был болезненный процесс, в который были вовлечены все: пользователи, разработчики и сама Apple.

В случае с iPhone X, Apple взялась совершить, как мне кажется, нечто доселе небывалое — фундаментальное переосмысление невероятно популярной и успешной платформы без разрушительного и болезненного перехода.

Между первым Айфоном 2007 года и первым Маком 1984 года можно усмотреть несколько параллелей. Оба они представили новые фундаментальные парадигмы, которые быстро стали стандартами для конкурирущих платформа — графический интерфейс в 1984 году и мультитач в 2007-м. Оба устройства были созданы сравнительно небольшими командами под руководством Стива Джобса. Но наибольшее сходство — по крайней мере для этих размышлений — состоит в том, что оба продукта сначала были обременены жесткими техническими ограничениями. Процессора на 8 МГц, 128 КБ оперативной памяти и гибких дискет на 400 КБ (единственный тип накопителей для первого Мака) было недостаточно. Как и процессора первого Айфона, 128 МБ памяти и сотового модуля с поддержкой EDGE тоже было недостаточно. Успех обоих продуктов — которые стали по праву любимыми, несмотря на свои технические ограничения, — доказательство гениальности и таланта дизайнеров и инженеров, воплотивших эти продукты в жизнь.

Есть и фундаментальное отличие: барьер, который преодолевал iPhone в течение десяти лет своего существования, был не техническим (как ранее упомянутые недостатки классической Mac OS), а скорее концептуальным. Вот некоторые знаковые изменения Айфона как платформы, которые он претерпел за десять лет:

  • iPhone 4 (2010 г.): дисплей Retina.
  • iPhone 5 (2012 г.): соотношение сторон экрана сменилось с 3:2 на 16:9.
  • iPhone 5s (2013 г.): сканер отпечатков пальцев Touch ID.
  • iOS 7 (2013 г.): визуальный перезапуск пользовательского интерфейса.
  • iPhone 6 и 6 Plus (2014 г.): увеличение экрана.

По большому счету, все это — этапы эволюции первого Айфона. Можно четко проследить путь развития от первого Айфона в 2007 году до iPad Pro и iPhone 8 в 2017-м. Кнопку «Домой» наделил суперсилой iPhone 5s — но только вдополнение ко всему, что появилось ранее. На лицевой стороне iOS-устройства всегда было два и только два элемента: сенсорный дисплей и кнопка «Домой». По сути, iPhone X меняет iOS в более глобальном смысле, чем это сделал iPad. Говоря о роли между дисплеем и кнопкой «Домой», Айпад действительно был — и остается до сих пор — «просто большим Айфоном».

С другой стороны, iPhone X порождает раскол сродни перезапуску франшизы.

Apple не заостряла на этом внимание, но фактически существует две версии iOS 11 — я их буду называть iOS 11 X, которая работает на десятом Айфоне, и классическая iOS 11, которая работает на все остальном.

Основное допущение классической iOS 11 состоит в том, что активное приложение получает весь экран целиком, и кнопка «Домой» — способ взаимодействия с системой для выхода из текущего приложения и перехода к другому. До появления Touch ID домашняя кнопка была даже помечена пустой иконкой приложения, крохотным бриллиантом иконографики.

Со временем скорость реакции кнопки «Домой» возросла для охвата этих важных функций:

  • Одиночный щелчок при выключенном дисплее: выводит устройство из режима ожидания.
  • Одиночный щелчок при включенном дисплее: открывает домашний экран.
  • Двойной щелчок: активирует переключатель приложений.
  • Тройной щелчок: настраиваемый ярлык для вызова функции универсального доступа.
  • Приложить палец: опознание пользователя с помощью Touch ID.
  • Двойное касание (без щелчка): включение функции Reachability.
  • Нажать и удерживать: активация Siri.

В iOS 11 X почти каждую роль кнопки «Домой» взял на себя дисплей, остальное отдав боковой кнопке:

  • Вывести устройство из режима ожидания — коснуться дисплея.
  • Открыть домашний экран — короткое смахивание вверх от нижнего края дисплея.
  • Активировать переключатель приложений — более длинное смахивание снизу.
  • Еще лучший способ перехода между приложениями — боковое смахивание по «домашнему индикатору».
  • Вызов функции универсального доступа — тройной щелчок боковой кнопки.
  • Опознание пользователя — просто посмотреть на экран.
  • Reachability — смахнуть вниз на нижнем крае дисплея.
  • Siri — нажать и удерживать боковую кнопку.

Первые несколько дней использования iPhone X для меня был еще тот бег с препятствиями. Мой большой палец постоянно искал отсутствующую кнопку «Домой», главным образом, для переключения программ. Через неделю все начало приходить в норму. Сейчас, по прошествию двух месяцев, я и думать забыл про домашнюю кнопку. Более того, привыкнув к десятому Айфону, я теперь и с Айпадом хочу смахивать снизу вверх — планшет теперь чувствуется чем-то устаревшим.

Короче говоря, с iPhone X Apple взяла платформу с двумя основными элементами взаимодействия с программами (сенсорный экран и кнопкой «Домой») и убрала один из них, создав лучшую, более цельную интерактивную систему.

Чтобы сделать это, Apple создала одну вещь, которая привлекла много внимания — Face ID. Но несколько других вещей, созданных для того же, по большей части ушли из поля зрения. Касаться дисплея где угодно, чтобы разбудить его, так естественно, заставляя меня задуматься, как мы так долго обходились без этого. Это еще одна причина раздражения, когда я использую iPad: я касаюсь экрана, ожидая, что он включится; и кажется глупым, что нужно нажимать кнопку. Увы, дисплей iPhone X не оснащен функцией ProMotion, представленной в последних iPad Pro, которая позволяет увеличивать частоту обновления экрана до 120 Гц. Но он отслеживает касания с частотой 120 Гц, вдвое более высокой, чем у остальных Айфонов. В итоге анимация для жестов лучше отслеживает ваш палец. Это меньше похоже на анимацию, которая происходит в ответ на ваши жесты, и больше похоже на то, будто ваш палец в самом деле управляет и двигает объектами по экрану, как если бы они были настоящими. Среди многих новых технологий, скрытых в iPhone X, частота обновления 120 Гц для отслеживания касаний определенно наименее важная, но она действительно вносит свою лепту в ощущение естественности и единственной правильности жестов при взаимодействии с системой.

Касание экрана для активирования устройства, просмотр списка усеченных уведомлений на экране блокировки и наблюдение за тем, как эти уведомления расширяются для детального просмотра, как только вас узнал Face ID — это создает впечатление, что iPhone X живой в том смысле, в каком о любом другом устройстве не скажешь. Вы касаетесь его, чтобы привлечь его внимание, — и он понимает, что вы это вы.

Экран блокировки сейчас гораздо полезнее: теперь можно просто коснуться любого уведомления, чтобы перейти к нему. Со сканером Touch ID, после того как вы коснулись конкретного уведомления посреди дисплея, вы должны передвинуть палец вниз, на кнопку «Домой», для идентификации. Меня это всегда раздражало. После того, как я попользовался десятым Айфоном, я нахожу это невыносимым.

Face ID не во всем лучше, чем Touch ID. Есть компромиссы, прежде всего ситуации, в которых Face ID проигрывает. Например, с большинством солнечных очков он работает, но не с «Рэй-бэнами», которые, увы, мои любимые.

Возьмите ранее описанный процесс открытия уведомления с экрана блокировки. Touch ID требует дополнительного действия, каждый раз, даже когда он работает идеально. Face ID неидеален — и правда, приходится повторно проходить идентификацию во второй раз или вводить PIN-код чаще, чем с Touch ID, — но он требует дополнительных действий, когда не срабатывает по какой-то причине. Когда Face ID работает идеально, что у меня было в абсолютном большинстве случаев, эффект непередаваемый словами. Действительно такое ощущение, что у моего Айфона вообще нет пароля. Такого с Touch ID по-настоящему и не бывает. С Touch ID — более удобный способ снять блокировку с устройства. С Face ID девайс как будто и не блокируется никогда.

Так iPhone и нужно было использовать. Когда Стив Джобс показывал первый Айфон на сцене Macworld Expo в январе 2007-го, это был простой жест «сдвинь и разблокируй». Тогда и PIN-кода не было. За последние десять лет мир изменился и в том смысле, что мы больше не такие наивные в вопросе безопасности устройств. Я вполне уверен, что несколько лет я пользовался своими Айфонами безо всяких PIN-кодов. Сдвигать тот ползунок было весело. Вводить PIN — никакого кайфа.

Благодаря Face ID, «сдвинь и разблокируй» без ввода «пина» — вернулся. На мой взгляд, это воплотилось в iPhone X. В маленьком и большом смыслах, это меняет фундаментальные принципы использования Айфона. Но меняет это в духе первого Айфона.

Это большая картина, которая в iPhone X интересует меня больше всего. Не само устройство со своим дисплеем (потрясающим) и системой камерой (тоже потрясающей) — а то, как оно меняет фундаментальные особенности платформы, закладывая основу на следующее десятилетие ежегодных улучшений. Но некоторые конкретные детали этого устройства стоят внимания:

  • Переход Apple Pay на Face ID — для меня явный плюс. Теперь функция включается двойным нажатием боковой кнопки. С этой переменой связан один аспект, который мне кажется интересным: вызов Apple Pay на iPhone X отличается от того, как это делается на остальных Айфонах, но он точно такой же, как на Apple Watch. То же и с касанием экрана для его включения — так же, как и на Apple Watch.
  • Камера выступает больше и заметнее, чем на других Айфонах, но каким-то образом это делает ее менее чужеродной. Теперь это вещь. В то время как на iPhone 6 и 6 Plus камеры смотрелись двояко. Раз уж вы хотели сделать долбаный выступ, так сделайте его уже. Мне также нравится, что торцы камеры десятого Айфона перпендикулярны основной плоскости, не скошенные. Так оно смотрится в меньшей степени, как объектив сзади телефона, и в большей — как целая камера сзади телефона.
  • За несколько недель меня стал раздражать «домашний» индикатор. Для новых пользователей, может, это и удачная идея окрашивать его в белый или черный. Но как только ты к нему привык, он постоянно мозолит глаза. Хотелось бы его сделать более незаметным, может быть, полупрозрачным. Хотелось бы, чтобы в следующих версиях iOS этот индикатор был менее заметным.
  • Когда срабатывает штатный будильник, его звук приглушается, стоит только посмотреть на экран. Совершенно прелестно.
  • Аппаратный переключатель звука остался на месте. Если и был момент, когда Apple стоило от него избавиться, это должно было случиться в iPhone X. Но поскольку в iPhone X переключатель остался, значит, по крайней мере, в оборзримом будущем Apple его никуда не денет. Если вы, как и я, любите отключать звук, вы можете подумать: «Конечно, они оставили переключатель, было бы ужасно его лишиться». Но они его убрали из Айпадов несколько лет назад, и Apple славится своей нелюбовью к физическим кнопкам (вспомните Touch Bar на новых MacBook Pro). И по некоторым причинам я никогда не мог понять: производители «андроидов» копировали у Apple все, что могли скопировать (а что-то и не смогли), — но практически никто не скопировал с Айфона его переключатель звука, несмотря на то, что он невероятно полезен.
  • Нержавеющая сталь смотрится намного роскошнее, чем алюминий. В моей руке или кармане iPhone X не выглядит больше, чем iPhone 7 или 8, — но чувствуется тяжелее и серьезнее.
  • True Tone относится к функциям, которые перестаешь замечать на устройствах, где она есть, и которой ужасно не достает на устройствах, где ее нет. «Ретиновское» разрешение — из той же оперы. Перейдя на iPhone X, я целые недели не вспоминал про True Tone. Но как только взглянул на iPhone без этой функции, отвращению не было пределов.
  • Один из лучших способов оценить iPhone X через несколько недель его использования — вернуться на iPhone 7 (или любую другую модель Айфона). На что я сразу обратил внимание: дисплей выглядит очень маленьким, в темноте цвета слишком холодные (из-за отсутствия упомянутой выше функции True Tone), и идеально прямые углы экрана выглядят абсолютно грубо. Скругленные углы дисплея могут показаться выпендрежем, но на деле они воспринимаются естественно и уместно. Как сказал один мудрец, скругленные углы — они повсюду. Как и с True Tone, скругленные углы iPhone X я перестал замечать, но прямые углы других iOS-устройств меня стали раздражать.
  • В портретной ориентации «челка» десятого Айфона не обращала на себя внимания, а горизонтально я держал смартфон, только когда смотрел видео, пользовался камерой или играл в игры. А я не так часто играю. Но в ландшафтной ориентации Apple действительно могла бы скрывать «челку» (что по факту и делается в приложении «Камера»). На прошлой неделе я играл в Desert Golfing, и на одной из лунок мяч укатился за край дисплея, как раз под «челку». Я вышел из положения, повернув смартфон на 180 градусов, так что «челка» оказалась на другой стороне, — но это глупо.
  • Теперь полоски снизу и сверху экрана других Айфонов меня бесят гораздо больше, чем «челка» десятки. Для меня это впустую использованное пространство.
  • На iPhone X, слева от «челки, iOS 11 использует маленькие индикаторы разного цвета: синего при включенном режиме точки доступа, синего при активном режиме навигации, зеленого при фоновом телефонном разговоре и красного при режиме записи экрана. В классической iOS 11 эти индикаторы окрашиваются в те же цвета, но при этом занимают всю строку состояния, что делает их излишне заметными и полностью лишает вас возможности касаться строки состояния для прокрутки вверх. Это никогда не было логичным, что из-за такого индикатора нельзя было воспользоваться командой прокрутки вверх, — каждый раз, когда я с этим сталкивался, я задумывался о недоработке в дизайне. На iPhone X этот элемент системы наконец устроен, как надо.
  • На новой строке состояния не осталось места для числового значения уровня заряда батареи. Его можно увидеть в Пункте управления и на экране блокировки, пока смартфон заряжается, но постоянно отображать процент заряда уже невозможно. Я никогда не фанател от этой функции — для меня это всегда было просто средством успокоения. Как по мне, отображения примерного количества заряда в самой иконке батареи почти всегда вполне достаточно. Но кто-то может с этим не согласиться. Если этот момент останется спорным, Apple стоит рассмотреть возможность выбора: показывать иконку или процент заряда.
  • Также из строки состояния убрали и имя сотового оператора (оно по-прежнему отображается в Пункте управления и на экране блокировки). Лично меня оно всегда раздражало — это как постоянная оператора, даже если я ему уже заплатил.
  • Стеклянный задник десятого Айфона не собирает на себе царапины, как это происходит с черным iPhone 7. На своей десятке в сером цвете я заметил все две крохотных черточки, — и это все, что я посадил за месяц использования без каких-либо чехлов. У моей жены — белая десятка, и на ней тоже очень мало царапинок. И то нужно очень пристально всматриваться, чтобы их заметить.
  • Я по-прежнему думаю, что iPhone X слишком велик для того, чтобы считаться самым маленьким Айфоном. Устройство не чувствуется слишком большим в руке или в кармане. Для того, кто носил 4,7-дюймовый iPhone с момента появления iPhone 6 три года назад, iPhone X реально ощущается того же размера. Но увеличенный экран от края до края значительно усложняет работу с устройством одной рукой. Вдобавок к большей версии iPhone X размера «Плюс», которая ожидается в следующем году, я бы хотел, чтобы Apple представила и меньшую модель размера SE с теми же функциями и элементами дизайна. Я не держу пальцы крестом, но очень хотел бы это увидеть. Я даже не стану утверждать, что сам бы хотел такую модель (хотя попробовал бы), — но это было бы замечательно для тех, кто предпочитает пользоваться смартфоном одной рукой.
  • Оправданна ли  более высокая цена iPhone X, в сравнении с iPhone 8? В смартфоне премиум-класса вы получаете лучшую камеру, стальную рамку (а не алюминиевую), OLED-дисплей от края до края с функцией TrueTone и Face ID. Но вдобавок вы получаете то, что нельзя сравнить по пунктам — что-то из разряда радости жизни. Те, кто критикует более высокие цены iPhone X, на мой взгляд, доказывают не то, что именно этот смартфон не должен столько стоить, а любой смартфон не может столько стоить. Но как я ранее писал, если у нас есть ноутбуки стоимостью выше 1000 $, то почему бы и смартфонам столько не стоить? Особенно если учесть, что для многих смартфон — наиболее часто используемое и наиболее значимое устройство для личных и профессиональных задач.

Не вспомню ни единого обзора iPhone 8, в котором не был бы упомянут гораздо более желанный iPhone X. Но нельзя понять и десятый Айфон без упоминания восьмого. Через несколько месяцев после выхода первого iPad в 2010 году я написал, — пытаясь успокоить тех, кто усмотрел в Айпаде закат Маков, — что тяжеловесность Мака позволяет iOS оставаться концептуально легкой. В том же ключе, привычность восьмого Айфона позволяет десятке переосмысливать что угодно, вплоть до разрушения основных условностей платформы.

Никого не заставляют привыкать к новшествам iPhone X. Если вы хотите привычный iPhone, можете купить iPhone 8 или iPhone 8 Plus с тем же процессором A11 Bionic, почти такой же камерой и почти таким же хорошим дисплеем, испытанным и надежным Touch ID и даже новыми (для Айфонов) функциями, как индукционная зарядка, — при этом сэкономив серьезную сумму.

В краткосрочной перспективе это расщепление платформы — удар по ее цельности. Снятие блокировки, переход к домашнему экрану, переключение приложений, идентификация по биометрике, вызов Siri, съемка скриншотов, выключение устройства — на iPhone X все эти задачи реализованы совершенно по-другому, чем на остальных Айфонах, включая iPhone 8.

Это уникальное событие в истории Apple — если не в истории всей потребительской электроники — в рамках одной ОС представить два отличных друг от друга интерфейса, организованных в соответствии с аппаратной базой, на которой операционная система работает. С точки зрения разработчика, iOS 11 — одна операционка с разными размерами (SE, обычный, Plus, X, iPad, iPad Pro) и расположением элементов. Однако с точки зрения пользователя, операционная система — это набор средств взаимодействия с устройством. Повторюсь, это как будто две разных версии iOS 11 — и я не могу перестать думать, как это странно.

Конечно, переход с более старого Айфона на iPhone X никак не сравнить с переходом с iPhone на Android-устройство, например. Но это все равно другое — это фундаментальный уровень.

Почему бы не принести больше отличий iPhone X на остальные Айфоны с iOS 11? Все эти жесты «десятке» нужны из-за отсутствия кнопки «Домой». Но классические Айфоны тоже могли бы их поддерживать — нет причины, чтобы Apple не добавила на все iOS-устройства жест смахивания вверх от нижнего края для перехода к домашнему экрану. И тогда они бы перенесли вызов Пункта управления в верхний правый угол, тоже на всех устройствах. Думаю, они этого не сделали, потому что хотели чистый слом, чистое разделение между новым и старым, между знакомым и непривычным.

А некоторые особенности iPhone X не заработают на более старых устройствах. Можно на старом Айфоне смахнуть вверх для перехода к домашнему экрану, но нельзя то же самое сделать для снятия блокировки, потому что это требует наличия Face ID. И наоборот, в iPhone X нет места для Touch ID. В его системе команд нет действия «приложите палец сюда». Неважно, был бы сканнер отпечатков пальцев под экраном или на задней стороне устройства — он бы попросту был ненужным.

Однако мы оказались в уникальной ситуации. Apple пытается уйти от исторически сложившегося интерфейса iOS в одно устройство за раз. В этом году — только iPhone X. В следующем году, может быть, несколько моделей. А затем — и iPad Pro тоже? Но что будет дальше, вы знаете: все новые iOS-устройства будут устроены по-новому, а через несколько лет большинство используемых Айфонов будут такими — без необходимости одномоментного драматичного (или, если угодно, травматичного) перехода для всей платформы.

Десятый Айфон не плод труда чрезмерно осторожной компании. Такой фундаментальный переход — большой риск для самой прибыльной платформы в мире. Но Apple ставит на чутье команды, которая жила с iPhone X во время его создания. Закостенение — тоже риск для столь популярной и успешной платформы, как Айфон: страх внедрения непопулярных изменений может отбить у производителя желание вносить хоть какие-нибудь заметные новшества. Но есть и третий риск — гордыня, которая заставляет что-то менять ради самих изменений, что показывает, насколько ребята в Apple умны и сейчас.

После двух месяцев использования iPhone X я убедился, что Apple все удалось. Десятый Айфон — триумф, восхитительная концептуальная модернизация десятилетней платформы, которая, как мне казалось до перехода на iPhone X, ни в какой модернизации не нуждается. Практически ничего в «десятке» не вызывает неприлично большой интерес — все воспринимается просто как новая норма, и это очень забавно.

Читать дальше...