Каталог товаров

Стив бы гордился: как Apple выиграла войну против Flash

Категории
Стив бы гордился: как Apple выиграла войну против Flash
03.07.2012

Технология Adobe Flash, без которой несколько лет назад сложно было представить любой «навороченный» сайт, сегодня находится практически на грани исчезновения. Что интересно, в забвении Flash некоторым образом повинна и Apple, о чем рассказывает автор TechCrunch Райан Лоулер.

В четверг, 29 июня, случилась весьма знаменательное событие. Adobe официально заявила в своем блоге о том, что не будет предоставлять поддержку Flash для устройств, работающих под управлением Android 4.1, а 15 августа собирается изъять плагин из магазина Google Play. Компания окончательно сдала позиции через пять лет после появления на свет iPhone — устройства, которое умудрилось сорвать амбициозные планы Adobe еще до начала их претворения в жизнь.

Когда возможности iPhone были официально объявлены, недостаток поддержки Adobe Flash казался вопиющим упущением, как для платформы, которая собиралась ни более ни менее стать платформой для мобильных компьютеров. Но все шло хорошо, до того момента пока двумя с половиной годами позднее не вышел iPad — и тогда борьба между Apple и Adobe, Flash и HTML 5, «открытым» и «проприетарным» достигла критической точки.

Эффект Айпада

iPad был представлен в январе 2010-го, однако на полках магазинов появился только к марту. И когда наконец начались продажи, люди заметили полное отсутствие поддержки Flash, который тогда являлся стандартом де факто для воспроизведения видео и отображения интерактивных интернет-страниц. Для iPhone отсутствие Flash было незначительным поводом для беспокойства — на тот момент лишь несколько смартфонов могли похвастаться поддержкой «Флэша». Но для iPad, который во многих случаях мог рассматриваться как замена ноутбука, это уже имело большее значение.

Все произошло незадолго до того, как за это ухватился Google и стал обещать пользователям альтернативу «неработающим» Apple-устройствам, которая обеспечит доступ к полнофункциональному Интернету и отображает сайты так, как задумано их создателями. Сейчас, конечно, это не столь актуально, но в те времена поддержка Flash на мобильном устройстве расценивалась как серьезная «фишка». В апреле 2010 года Энди Рубин из Google объявил, что полная поддержка Flash будет реализована в следующей версии Android — Frozen Yoghurt, которая должна была вот-вот появиться.

Влияние «Размышлений о Flash»

Линии фронтов были проведены, и буквально несколько дней спустя Стив Джобс опубликовал исторический документ под заглавием «Размышления о Flash», который был призван раз и навсегда объяснить, почему Apple до сих пор не поддерживает Flash в своих мобильных телефонах и планшетах, и почему она никогда этого не сделает. Джобс привел массу причин, а заодно развенчал миф об «открытости» Flash и его способности предоставляет полнофункциональный доступ к Интернету. Рулевой Apple также упомянул проблемы безопасности, надежности, производительности и энергоемкости, что было больной темой для мобильных устройств, использующих Flash-плагин.

Однако посыл был в том, что Apple не хотела, чтобы разработчики из Adobe создавали кросс-платформенные приложения, которые были бы лишены возможности использовать самые последние функции, программные библиотеки и инструменты iOS. Джобс писал:

«Наши мотивы просты: мы хотим предоставить нашим разработчикам самую продвинутую и инновационную платформу, и мы хотим, чтобы они пользовались всеми ее возможностями и создавали лучшие в мире приложения. Мы намерены постоянно развивать платформу, чтобы разработчики могли производить еще больше потрясающих, мощных, увлекательных и полезных приложений. В выигрыше останутся все: мы будем продавать больше устройств, разработчики получат огромную растущую аудиторию пользователей и клиентов, а пользователи будут постоянно наслаждаться лучшим и широчайшим набором приложений для платформы».

Как оказалось, Джобс был прав. Когда Flash наконец обосновался на Android-устройствах, все убедились, что о полнофункциональности, которую столько времени обещали, и речи не идет. Пользователям Android оставался недоступен сайт Hulu, большинство сервисов Google TV, которые полностью работали на Flash. И что еще более важно, даже на мощных телефонах видео либо интерактивные Flash-элементы работали нестабильно, если работали вообще…

Конечным результатом стало то, что пользователи перестали рассматривать поддержку Flash мобильными устройствами как преимущество, а разработчики прекратили поддержку фреймворка для этих гаджетов.

Проблема Flash касается не только мобильных устройств

Но последствия этой войны коснулись не только просмотра контента пользователями на мобильных телефонах. В то время как часть разработчиков сфокусировалась на написании «родных» приложений или создании специальных мобильных версий сайтов специально для таких пользователей, это «противостояние» привело к тому, что разработчики задумались и о полноценной мультиплатформенной веб-разработке. Даже если речь идет не о мобильном приложении, предназначенном для просмотра на 4-дюймовом экране, они все чаще обращаются к HTML 5, вместо того чтобы создавать контент для просмотра во Flash-плеере.

Видео — последний сегмент, где Adobe Flash Player еще хоть как-то удерживает свои позиции, но все большее и большее количество сайтов переходит на HTML 5, используя его средства воспроизведения роликов. YouTube и Vimeo возглавили этот переход, сначала предоставляя воспроизведение средствами HTML 5, и лишь в случае, если этот проигрыватель не поддерживается браузером клиента, откатываясь назад на Flash. И многие подхватили эту тенденцию.

Но, откровенно признаться, Flash никогда не являлся основным бизнесом Adobe, даже в те времена, когда разработка интерактивных сайтов на нем была очень востребована. А со временем, он становится гораздо менее значимой частью, чем, например, инструментарий для разработчиков, в частности для создания приложений на HTML 5 — то, на чем Adobe делает основную часть своих доходов. Ведь, чем больше умеет сам браузер, без дополнительных плагинов, тем лучше и пользователям, и разработчикам.

Источник: TechCrunch.

Вас также может заинтересовать: купить iphone 8 plus.